Дворец! Дворец!
Мне долго будут сниться
Твои уроки, тайны, вечера.
И нестареющих друзей родные лица.
Сюда пришла я будто бы вчера.
Дворец! Прощай!
Обвенчана с тобою.
Из алых роз сплетался наш венок.
Я буду вспоминать тебя с любовью
На перекрестках жизненных дорог.
Избранником многих поколений юных талантов стал городской Дворец детского творчество им. В.П.Чкалова. Открывшись 30 апреля 1937 года, Дворец стал необходимым образовательным пространством для будущих специалистов разных направлений и отраслей огромного волжского города. В трудные годы для нашей страны этот дом поддерживал юных нижегородцев. Мозаика Дворца была во все времена удивительной по форме, цвету, звукам, запахам, отношениям.
Дворец состоял и состоит из фантастических фигур, систем, блоков, модулей. Это единое целое, которое складывается из необычного, разного, интересного. Это его отделы, которые в свою очередь представляют удивительные сочетания коллективов разных уровней и направлений. Дети с их чутким отношением к необычному, тайному, всегда тянулись во Дворец, предчувствуя, что здесь найдут «свое», то, что называется интересом к делу.
В 1944-м суровом военном году во Дворец пришла Маша Зорева, пришла с подружками посмотреть занятия хореографического коллектива. Запись в кружки уже закончилась. Маша смотрела, волнуясь и замирая от восторга на девочек, которые под музыку выполняли сложные движения. Урок вела Лидия Ивановна Гостева – прекрасный педагог, хореограф, умный и образованнейший человек. Заметив волнение гостей, она улыбнулась, предложила записаться в кружок, заранее определив результат приемного конкурса. Маруся Зорева стала кружковкой Дворца. Где бы она ни была, всегда помнила о счастье, которое давали ей танец, друзья, сотрудники Дворца пионеров. Успех пришел благодаря таланту и упорным занятиям, она стала солисткой. А через некоторое время Лидия Ивановна, выходя не перемену, назначала ее ответственной за порядок, за готовность к уроку. Концерты, поездки, вечера, книги стали для Марии Зоревой самым главным содержанием ее жизни. Прошли годы учебы, после вуза Марию Павловну пригласили на работу во Дворец заведующей художественным отделом. Для нее это было почетно и ответственно. Волнуясь, посоветовалась с Л.К.Сивухиным, он поддержал ее, обещал помочь.
Работа заведующих отделами Дворца всегда была сложной: расписание занятий, работа с кадрами, материальное обеспечение коллективов, внимание к детям – все это требовало самодисциплины, постоянной учебы. М.П. Вербицкая, Н.Д.Хрипунова, И.М.Бугрова, Ж.Г.Алферова, М.С.Баженова, П.В.Кузьмин, В.Борцов, В.В.Росков, Т.И. Хорошенкова, Л.И. Демидова, Н.А.Лапина, Т.Н.Левенкова, Н.Н.Абросимова, С.М.Хаева, В.С.Зарубин – ветераны ДДТ им. В.П.Чкалова, отдавшие много сил, творчества на развитие отделов с целью образования и воспитания детей.
Директор Дворца, замдиректора по учебно-воспитательной работе, заведующие отделами были координаторами городской дворцовской деятельности. Перспективные планы были насыщены творческими предложениями с целью объединения детей разных профилей в огромный дружный коллектив. Кружковцев объединяли праздники, вечера, акции, поездки. Юбилейные сборы давали возможность самореализации техникам и спортсменам, танцорам и певцам, художникам, читателям, друзьям животных и природы.
Весной 1985 года в честь 40-летия Победы ребята подвели итоги поисковой работы «Никто не забыт, ничто не забыто!» Помню, как мы готовили с Л.И.Демидовой, Л.М.Украинской цикл вечеров, чествовали ветеранов ВОВ, работников Дворца Т.Н.Виноградову, В.В.Богатырева, Л.Е.Волкова, В.П.Бильтюкова.
В октябре 1987 года во Дворец пришли выпускники всех коллективов, чтобы в честь 50-летия Дворца пионеров встретиться с кружковцами 80-х годов, поделиться своим опытом, знаниями, напомнить о традициях. Праздник в ТЮЗе собрал 900 представителей всех поколений. На юбилей приехали Валерия и Игорь Чкаловы, Н.И.Грязев - командир танка «Горьковский пионер», гости из Ульяновска и Ленинграда. Перед концертом состоялся рапорт-круг кружковцев, ребята из авиамодельного кружка (руководитель Н.А.Курашин) подарили Дворцу модель АНТ-25.
В мае 1990 года состоялось открытие мемориальной доски юнгам ВОВ на здании Дворца. Был проведен замечательный Сбор в честь героев ВОВ. Юнгам-горьковчанам помогали Т.Н. Левенкова, Т.А.Мирошник, Т.И.Хорошенкова и учащиеся школ-победителей патриотического смотра.
7 мая 1990 года состоялся Маршрут Мира в Шатки к Тане Савичевой. В маршруте участвовало 300 кружковцев Дворца, ехали по области на 9 автобусах. Было проведен концерт, в котором участвовали ребята из пионерского театра «Искорка» (руководитель Л.П.Трынкина), бальной студии «Юность» (руководитель Т.Б.Сиверс), ансамбля «Пионерия» (руководитель О.Н.Белова), клуба любителей природы (руководитель М.М.Ушакова).
Много сделали по организации этого Маршрута Л.В.Блинова и И.С.Соколова. Два завуча, работавшие в разные годы в учебной части, вместе были в парке Победы на закладке Аллеи Мира, вместе зажали деревья. Кружковцы КИДа пришли в парк с многометровой Лентой Мира, которую сами шили и вышивали. Лидия Васильевна Блинова умела отлично организовать встречи гостей из других городов, провести приемы на высоком уровне.
В феврале 1994 года Дворец принимал гостей на празднике в Театре оперы и балета им. А.С.Пушкина, посвященном 90-летию со дня рождения В.П.Чкалова. Приехали Валерия и Игорь Чкаловы, Г,Ф.Байдуков, который выступил четко, проникновенно. Т.Н.Левенкова, члены оргкомитета сделали все для того, чтобы праздник был необыкновенным.
Кружковцы всех отделов участвовали в познавательных, игровых программах «Чкаловский перелет», «Два корабля».
В мае 1995 года в честь 50-летия Победы состоялся праздник детей и взрослых всех отделов в драмтеатре. На сцену вышли наши дорогие ЮНГИ, зал встретил победителей оглушительными аплодисментами. В программе не были забыты ветераны Дворца, работники тыла, дети – кружковцы военной поры.
В каникулы в 80-е, 90-е годы кружковцы отделов много ездили с концертами, на соревнования, конкурсы в такие города как Чкаловск, Городец, Павлово на Оке, Дзержинск, Москву, Ленинград, Волгоград, Астрахань. Дружил Дворец и с дворцами Мордовии, Чувашии, проводя совместные туристические слеты.
10,11 мая 1990 в городе Горьком блистательная пара Татьяна и Юрий Сиверс провели 1 международный конкурс бальных танцев «Россия».
Яркой «звездочкой» светится в истории Дворца его 60-летие. Опыт работы педагогов представлен в материалах конференции «Роль и место ДТЮ им. В.П.Чкалова в создании единого социокультурного и образовательного пространства как оптимального условия для развития личности ребенка».
22 апреля 1997 года открылось пленарное заседание, на котором выступили Н.Н.Белик, О.Ю.Бараева, И.С.Соколова, А.М.Чечина. Очень интересный опыт прозвучал на секциях технического, художественного, спортивного, экологического, методического отделов. Взаимодействие педагогов дополнительного образования помогло рождению новых идей, продолжению сотрудничества на нелегком поприще воспитания и образования детей.
Было и еще одно славное дело, объединившее детей и педагогов Дворца – «Олимпиада-97». Г.С.Булавский, учебная часть стали вдохновителями соревнований между отделами по 9 видам спорта. Аттестация 1997 года прошла на отличном творческом уровне: 14 педагогов сдали на высшую категорию, 14 педагогов – на первую. Для сравнения: за 4 года (93-97 гг.) высшей категории добились 28 педагогов, первой - 36 педагогов. За период с 1993 по 2000 годы аттестацию прошли (в том числе подтвердили) 147 педагогов. Аттестация педагогов во Дворце всегда сопровождалась созданием новых программ, что говорит о повышении качества образовательного процесса. Программно-целевой подход к делу дополнительного образования с сейчас остается во Дворце определяющим. Был издан праздничный буклет, посвященный кружковцам всех коллективов, созданы два исторических альбома «Звездочка» и «Сотрудники Дворца». Педагог Н.Ю.Фатурова изготовила с ребятами школы-интерната №5 60 игрушек для детей-инвалидов. Хозяйственный отдел (заместитель директора С.С. Югалдин) отремонтировал зал, коридор, фойе.
Идеи рождались на педсоветах:
«Работа руководителя кружка про нравственному воспитанию кружковцев» (1984 г.), «Система работы массового отдела в работе со старшеклассниками» (1984 г.), «Традиционные и новые подходы к делу воспитания подрастающего поколения» (1989 г.), «Резервы гуманизации в воспитании личности во внешкольном учреждении» (1990 г.), «Выявление задатков, способностей детей и развитие творческой личности в условиях учреждений дополнительного образования детей» (1995 г.), «Развитие личности ребенка, воспитание мотивации к знаниям и умениям» (1997 г.), «Педагогическое, психологическое сопровождение ребенка в условиях дополнительного образования» (1998 г.), «Программно-целевой подход в организации образовательного процесса во Дворце творчества юных им. В.П.Чкалова» (1997 г.), «Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей» (1999 г.)
На основе диагностического, аналитического изучения детских коллективов педагоги создавали программы, постоянно корректируя. Первую программу «Мир искусства» представили И.С.Соловьева и В.А.Сергеев в 1994 году. В 1995 году защитили программы О.Н.Белова – «Первые шаги», С.И.Смирнов – «Развитие хоровой студии ДТЮ им В.П.Чкалова», В.С.Зарубин – «Обучение плаванию детей шестилетнего возраста совместно с родителями». Программы дополнительного образования детей в начале 90-х годов обеспечили новое качественное преподавание в кружках. Урок во Дворце – это путь к творчеству ребенка. В учреждениях дополнительного образования накоплен большой опыт работы, когда педагоги дают детям настоящее образование, навыки будущих профессий. Под девизом «Вперед, к мастерству!» шли открытые уроки ведущих специалистов, педагогов дополнительного образования.
Из тетради посещений уроков:
«В 1993-94 учебном году – 111 уроков и 45 мероприятий»
«В 1994-95 учебном году – 80 уроков и 46 мероприятий»
«В 1996-97 учебном году – 97 уроков»
Посещение занятий для меня было настоящей мастерской, вместе с педагогом при анализе уроков приходили идеи, решались проблемы. Многие коллективы состояли из детей разного возраста, в такой случае требовалось филигранное мастерство педагога, возрастала роль индивидуального подхода. Вместе с учебной частью педагог накапливал добротный методический материал, нужный для повышения качества образовательного процесса. Наметив образовательные цели и задачи, педагоги достигали положительного результата в нравственном развитии личности ребенка. Самоанализ педагога после проведенного занятия включал в себя в первую очередь раздумья о здоровье ребенка, его внутреннем настрое, готовности к творчеству. Содержание обучающих, развивающих уроков основывалось на школьных знаниях учащихся, выполнялась работа над ошибками с применением игры как метода, педагоги обеспечивали и прогнозировали деятельность кружковцев, формируя их самостоятельность и творчество. Завучу и заведующим отделами приходилось неустанно демонстрировать на семинарах, м/о, обилие приемов на уроке, методических средств, рассказывая о типах занятий, зависящих от поставленных целей и задач. В процессе сотрудничества возникало чувство единения, чувство успеха, гордости за педагога, который четко излагает мысль, организует игру, викторину, конкурс.
Технический отдел всегда был интереснейшим центром для юных нижегородцев, лабораторией ранней профориентации детей. Отделом руководили высокие профессионалы, отдавшие энергию, знания школьникам. Это В.Борцов, П.В.Кузьмин, В.В.Росков, Р.А.Рычева, Н.В.Панова. Из отчетной справки за 1984-85 учебный год заведующего отделом технического творчества детей П.В.Кузьмина:
«…В отделе 44 кружка, которые посещало 730 мальчиков и девочек во Дворце и на базе школ, клубов. Из них во Дворце 26 кружков: 5-судо, 7- радиоэлектроники, 4 – фото, 2 – технического моделирования, 2 – начального технического и ракетного моделирования, 2 – автомоделирования. Руководителями кружков являются ведущие инженеры и конструкторы горьковских НИИ и заводов: В.С.Богданов, А.С.Плехов, А.Н.Исаченков, А.А.Баркалов, В.Л.Пушенко, В.И.Одушев, В.Ф.Куприянов, Н.А.Курашин, С.П.Вихарев, А.С. Ульянов. Коллективы юных техников – победители городских, областных, всесоюзных соревнований и конкурсов. Огромную работу по развитию технического творчества провел оргкомитет выставки «Творчество юных – Родине» (руководители И.С.Соколова и Р.А.Рычева)
В течение 70-ти лет Дворец - научно-практический центр по развитию детского технического творчества. Семинары, курсы, методобъединения для педагогов школ, учреждений дополнительного образования стали необходимой методической базой для их педагогического и технического роста. Учебу кадров обеспечивали методисты Дворца: С.В.Леонтьев, Р.А.Рычева, И.Ю. Порус, Е.В.Добролюбов, Н.В.Панова. Каждый педагог технического отдела приносил новое: А.Н.Исаченков оборудовал радиостанцию (83-84 у.г.) И.Ю.Порус создала компьютерный класс (89-90 у.г.), Е.В.Добролюбов предложил новый проект «Самоделкин-91», Л.М.Шевчук открыла «Школу юного умельца» (94-95 у.г.) Много сил и энергии отдала развитию детского технического творчества Л.В.Блинова. Сочетание традиционных форм работы и новых технологий в воспитании юных техников было присуще зав.отделом 1996-2000 гг. Н.В.Пановой. И сейчас в отделе работают творческие педагоги, проекты которых побеждают в городских, областных и международных конкурсах: зав.отделом Л.М.Шувчук, педагоги-организаторы И.М.Севастьянова, Н.Петрова, Л.В.Гололобова.
В.С.Богданов, руководитель судомодельного коллектива, осуществляет комплексный подход к размещению, оборудованию, оснащению лабораторий, к планомерному и глубокому образованию кружковцев. Ученики Вадима Серафимовича всегда до конца года выполняют намеченный с педагогом план моделирования исторических военных кораблей и гражданских судов, спортивных моделей. Его коллектив – неоднократный победитель городских, областных, международных соревнований. В.С.Богданов – автор программ и пособий, организатор семинаров, м/о преподавателей труда, руководителей судомодельных кружков. Серьезным отношением к поручениям дворца, уважением, оперативностью славился детский Совет судомоделистов. Несколько лет входил в общий Совет Антон Краснокутский – победитель и призер многочисленных соревнований.
Мстислав Петрович Караганов – штурман коллектива Дворца. Многие сверяют свою работу, отношение к детям по образцу – жизни и деятельности Мстислава Петровича. Коллектив юных авиамоделистов – победитель городских, областных, российских, международных соревнований. Планирование модели, тщательный отбор материалов, изготовление, тренировки, анализ достижений и ошибок – все это проходит ученик авиакружка. Процесс этот интересен, так как рядом тренер, педагог всегда готовый объяснить и помочь.
На юбилее у М.П.Караганова я прочла вырвавшиеся из сердца строчки:
Есть у мальчишек Мстислав Караганов,
Есть у мальчишек мечта:
Взлететь над ромашковой русской поляной,
Где вечером всходит звезда…
Мы в небо взлетаем,
Воспитаны круто,
Не раз нас ломали ветра.
Упорно мы цели своей достигаем.
Ну вот… И на отдых пора…
Неправда! Не верьте!
Вам отдых не нужен.
Работа нужна! Высота!
И верность, и нежность.
Февральская свежесть,
Где вечная светит звезда!
В феврале бывшие воспитанники М.П.Караганова приходят поздравить его с днем рождения. Но и в другое время авиакружок во Дворце открыт для выпускников, они приходят за советом, помощью к своему учителю и тренеру. И Мстислав Петрович, ветеран ВОВ, заслуженный и почитаемый человек, никогда не отказывает в помощи взрослым и детям.
Марья Павловна Вербицкая проработала заведующей художественного отдела 33 года (это рекорд!). За текучкой административных дел не забывала, что главное – это идеи, которые рождаются в результате сотрудничества с творческими людьми, руководителями коллективов.
О Сивухине Льве Константиновиче во Дворце только самые теплые воспоминания. Образцовый профессионал, талантливый руководитель, он качественно развил деятельность хорового коллектива детей. Лев Константинович соединил работу в капелле мальчиков и во Дворце в одно целое, таким образом повышая мастерство исполнения произведений детского хора во Дворце.
После Л.К.Сивухина руководителем хора стал Роман Михайлович Ярулин. За плечами у него были армия и консерватория. Роман Ярулин отдавал всего себя творчеству. Работал на репетициях очень серьезно, ответственно, стремился к идеальному звучанию «соловушек». Ребята с Р.М.Ярулиным побывали в «Артеке», коллектив стал лауреатом премии Горьковского комсомола. После отъезда Романа Михайловича в Москву хоровой коллектив приняли С.И. и Н.В. Смирновы. Непрерывная качественная концертная деятельность, поездки по стране, победы на конкурсах, организация городских фестивалей детских хоров, огромная воспитательная работа с детьми, любовь к ним, уважение к их родителям – такая творческая деятельность характеризует Наталью Владимировну и Сергея Ивановича. Несколько лет руководил коллективом Александр Николаевич Костров – он продолжил лучшие традиции хора, развил дальнейшую деятельность. И вновь в наши дни Н.В. и С.И.Смирновы во Дворце, идет замечательное общение талантливых педагогов с юными музыкантами, хористами.
Посвятила свою жизнь «соловушкам» Адель Сигизмундовна Горностайская – художественный руководитель младшего хора. В течение всей своей творческой деятельности несла в городе методическую организационную миссию на смотрах и фестивалях. Николай Иванович Балыков, преподаватель консерватории, хорового училища, замечательный исполнитель произведений мировой классики, работал во Дворце концертмейстером хорового детского коллектива.
Хореографическим коллективом Дворца всегда руководили замечательные, красивые люди: Л.И.Гостева, В.И.Молев, В.А.Зотов, В.И.Червякова, А.А.Райцева, С.В.Бусел. Более 20 лет художественным руководителем «Пионерии» является Ольга Николаевна Белова. Ансамбль под ее руководством стал школой становления и развития сотен нижегородских мальчиков и девочек. Образцовый коллектив – лауреат городских, областных, российский, международных конкурсов, отмечен высокими наградами.
В 1985 году в городском методисте Л.Ф. Моисеевой Варбицкая Марья Павловна увидела будущего руководителя хора мальчиков. Это было смелое и свежее решение – рождение во Дворце нового коллектива. Сейчас хору мальчиков 20 с лишним лет. Родители стабильно ведут во Дворец своих сыновей, доверяя их Любовь Федоровне.
Коллективом оркестра русских народных инструментов в военные и послевоенные годы (1940-50-е годы) руководил Борис Николаевич Чупрунов, в 60-70-е годы Алексей Николаевич Шеменков, Сергей Николаевич Тетерин. С 1986 года лучшие традиции развивает Надежда Николаевна Широкова. Высокое качество преподавания, дружба с детьми и их родителями, творческая деятельность привычны для педагога. Репертуар юных артистов радует зрителей. Образцовый коллектив – победитель и призер многочисленных конкурсов.
Изостудия ДДТ им. В.П.Чкалова – это мир прекрасного, мастерская по изучению и изображению Земли, людей, животных, растений. В.А.Сергеев и И.С.Соловьева – волшебники, открывающие ребенку тайны Вселенной. Инна Степановна – кружковка Дворца 50-х годов, влюбленная во Дворец и защищающая его во все времена. На уроках в изостудии присутствуют святость, вера, убеждение в том, что знания – основное богатство человека. Образцовый коллектив изостудии – победитель российских и международных конкурсов.
Много сил, здоровья, любви отдает своему коллективу А.Ю.Шпуков. Ученик А.Д.Чикнаева, Александр Юрьевич руководит образцовым ансамблем «Ретро». Без этого коллектива не обходится ни один концерт во Дворце, ребята стали победителями областных и международных конкурсов. Высокий профессионализм, обаяние, чувство справедливости, уважение к людям – эти качества помогают Александру Юрьевичу быть любимым педагогом у детей и их родителей.
В 80-90-е годы во Дворце был замечательный коллектив оркестра баянистов и аккордионистов (руководитель А.Н.Мазин). 15 лет оркестр дарил ребятам знания, радость творчества, дружбу, которая не стареет – бывшие воспитанники всегда готовы прийти на помощь друг другу.
Хоровые коллективы, оркестры сильны и тем, что кружковцы занимаются в классах сольфеджио, музыкальной литературы, фортепьяно, баяна, аккордеона, струнных инструментов. Преподаватели с любовью, терпением, уважением к юным коллегам воспитывают будущих интеллигентов. Отдавая честь педагогам, которых давно нет: К.Д.Сканави, С.В.Непомнящей, Т.В.Поликарповой; почтительно благодаря ветеранов: М.П. Вербицкую, Н.Г.БОгуш, Н.В.Кудряшову, Л.В.Лимановскую; скажем спасибо ныне работающим: И.Н.Трошкиной, О.В.Королихиной, О.В.Беневоленской.
Художественным отделом сейчас заведует А.Г.Бережная. Будучи ранее педагогом, она была образцом ответственности за порученное дело, за детей, прекрасно руководила младшим оркестром русских народных инструментов. Как заведующий отделом, является отличным организатором, который все умеет предусмотреть, соединить наработанные традиции с новыми подходами к воспитанию детей.
Все десятилетия спортивно-экологический (туристко-спортивный) отдел оставался живым, ярким для детей, умным, педагоги отдела старались привить детям здоровый образ жизни, любовь к животным и растениям. Воспитанники разных лет приходят во Дворец с благодарностью за все, что он им подарил: за знания и умения. Читаем аналитическую справку по учебно-воспитательной работе ДТЮ им. В.П.Чкалова за 1990-91 учебный год. «Новый подходы по воспитанию у детей любви к Земле, ее обитателям ищет коллектив спортивно-экологического отдела (заведующая Н.Д.Хрипунова). Обновились традиции клуба любителей природы, к ним прибавились экологические задачи. Кружковцы клуба любителей природы (руководители М.М.Ушакова, Н.Ю.Киселева) затеяли областной экологический праздник и отлично его провели. Экологическая деятельность завершилась выездом в лагерь в Ботанический сад. Городские спортивные соревнования по плаванию, шашкам, собаководству, футболу, организованы четко и зрелищно (методист Л.Г.Щурова). Педсоветы отдела готовятся тщательно, глубоко, обобщен опыт работы педагогов И.И.Самохваловой, Г.С.Булавского, В.С.Зарубина, Л.Б.Портного».
И.И.Самохвалову знают, уважают не только юные кинологи, но все кружковцы Дворца любят ее за уважающий их стиль, за то, что она неравнодушна к детским неудачам, всегда придумает, как помочь подростку найти хороший выход из создавшейся ситуации. Выпускники КЮК шли со своими четвероногими друзьями служить в армию и сдавали этот жизненный экзамен на отлично. Выпускник коллектива Евгений Шнитников погиб в Чечне, ему присвоено посмертно звание Героя России. Его имя носит школа № 105 Автозаводского района. Наверное, пора и на здании Дворца установить мемориальную доску в честь Героя России. Ирина Ивановна учит ребят рисовать, изготавливать призы, кубки, подарки победителям соревнований и гостям. Я горжусь тем, что у меня хранятся значки, которые мне подарили кюковцы и их руководительница.
Г.С.Булавский, В.С.Зарубин – более 30 лет отдали детскому зимнему плавательному бассейну. Их уроки – школа будущего мастерства ребенка в спорте. Сколько прославленных спортсменов вырастил бассейн, благодаря А.Серебровскому, первому директору бассейна. Урок, который готовили тренеры, учитывал степень физической подготовки ребенка, его психологический настрой. Из отчета бассейна за 83-84 учебный год:
«Тренерами бассейна В.С.Зарубиным и Г.С.Булавским подготовлено за год 20 инструкторов-общественников, 13 судей. 600 школьников города сдали нормы ГТО» Коллектив бассейна и в наши дни продолжает обучать плаванию детей. Это тренеры В.А.Скрозников, Л.П.Дьяченко, И.В.Малофеева.
Л.Б.Портной руководит кружком шашистов двадцать пять лет, в 60-70-е годы педагогами шашистов были Ю.А.Лебедев и А.Ф.Лазаренко. Юные шашисты – многократные чемпионы города, области и страны.
Наталья Дмитриевна Хрипунова, работала зав.отделом в 1980-90-х годах. Развивала сеть спортивных, экологических, туристических кружков, продолжила традицию проведения слетов на Узоле, организовывала походы краеведов, туристов, умела подбирать кадры, работала тщательно с документацией. В любое время приходила на помощь педагогам отдела, давала нужный совет. С 1994 года отделом руководит В.А.Крюкова. Вера Алексеевна первой защитила программу отдела, помогает росту своих педагогов, руководит детскими советами в своих коллективах. Вместе с педагогами отдела обеспечивает материальную базу кружков, организует методическую работу по направлениям отдела. Развивает сеть кружков на базах школ-интернатов, клубов: туризм – В.В.Софронова, лыжи – Д.А.Федосов, А.И.Бабин, ОФП – В.В.Захарова, спортивные игры – Е.Н.Чегаев. Во Дворце работают секции: шашки – Л.Б.Портной, шахматы - А.Р.Шафиев, карате – Р.В.Савичев, ЛФК – А.Д.Петрова. Отлично работают педагоги-организаторы М.М.Ушакова, О.В.Бровченко.
Решать задачи формирования самостоятельности, гражданственности юных нижегородцев помогал Центр методической и массовой работы. До 1991 года были два разных отдела: методический (заведующая Ж.Г.Алферова), массовый (заведующая Т.И.Хорошенкова). От этих отделов во Дворце зависела вся организационно-массовая, воспитательная работа. Из отчетной справки за 1983-84 учебный год:
«Методический отдел (заведующая И.М.Бугрова), провел огромную работу с домами пионеров, школами, пионерскими и комсомольскими организациями. Т.Я.Яковлева подготовила и провела отлично слет трудармейцев, Т.А.Кузнецова обеспечила улучшение работы отрядными вожатыми, Е.Б.Шиян четко организовала парад знаменных групп, Ж.Г.Панова на высоком уровне провела комсомольскую конференцию, Т.И.Хорошенкова показала образец проведения ленинских чтений. Отлично сложилась система в работе по месту жительства Г.Л.Букановой, прошел тимуровский актив к 80-летию Аркадия Гайдара. Для отдела год стал годом качество, совместно с художественным инетересно прошла неделя детской книги к 80-летию со дня рождения В.П.Чкалова (ответственные И.М.Бугрова, М.П.Вербицкая, С.М.Хаева, М.А.Покотило, В.И.Разуваева)»
Из отчетной справки за 1988-89 учебный год:
«В массовом отделе (заведующая Л.Н.Демидова) прошли занятия устного журнала: «Награды моей Родины», к 45-летию учреждения орденов «Победа», ордена Славы, орденов Ушакова и Нахимова; «Таланты, ограненные в боях», к 90-летию со дня рождения Малиновского; «Шли мальчишки за Родину в бой, к 45-летию со дня гибели Вали Котика; «Путешествие по городам-героям», к 45-летию освобождения Ленинграда, Одессы, Севастополя. Была подготовлена агитбригада к 85-летию Гайдара. Музей Боевой Славы юнг ВМФ посетило 870 школьников и педагогов. Политический клуб провел семь занятий для старшеклассников города по субботам. Проведено: два конкурса «Мастер – золотые руки», конкурс самодеятельной песни, 3 вечера кружковцев, 2 вечера для старшеклассников. В студии бального танца организован клуб «На отдых всей семьей». Лучше всех организовали работу отдела: Л.М.Украинская, Л.А.Фатуров, Г.И.Кузянин, В.Т.Самочернова.
В 1991 году два отдела решено было объединить в один – Центр методической и массовой работы, заведующей которого была назначена Т.И.Хорошенкова. Цели и задачи Центра сложны и разнообразны, нужно постоянно держать высокую планку научно-методического, педагогического, психологического обеспечения образовательного пространства дополнительного образования детей. НОУ, библиотека, работа со старшеклассниками, с детскими организациями, по месту жительства, .метод-кабинет, «Образцовый коллектив бальной студии», руководители Т.Б. и Ю.В. Сиверс, музей Боевой Славы юнг, Тамбовцева А.В., И.С. Соколова, Пост № 1 у Вечного огня Славы в Кремле, Л.И. Торопов, В.В.Дружинин, Н.Н Карпова.
Дворцовские дети – море Дворца, солнце Дворца, его сила, его любовь. Это их взаимодействия делают жизнь Дворца интересной, захватывающей. Советы коллективов гордились своими педагогами, друзьями. Общие программы объединяли кружковцев, они являлись теми условиями, в которых процесс социализации личности шел значительно активнее. Я вновь приведу опыт взаимодействия коллективов на базе программы «Ориентир» (1993-2000 гг.)
При организации воспитательного процесса педагоги руководствовались новым подходом к воспитанию, как к процессу создания условий для саморазвития личности. Программа «Ориентир» четко определила основную направленность социализации личности: осознание себя в системе отношений с обществом, с природой и с самим собой. На встречах «Ориентира» мы пытались исследовать нравственную направленность личности. Форма – проведение викторин «Дворец – наш дом», «Наша Родина – Нижний Новгород», «Диалог с учителем». Цель: выявить оценочное суждение одной из заповедей программы «Ориентир» - «Изучай Отечество». Использовалась игра «Нечаянная радость». При организации игры опирались на заповеди программы «Познай себя. Найду себя». При подведении итогов каждый чувствовал себя победителем, победил себя. На одном из вечеров был проведен конкурс пар. Все зрители выполняли роль экспертов: оценивали внешний вид участников, индивидуальность речи, внутреннюю красоту, стиль общения. Этот вид деятельности опирался на заповедь «Найди друга. Обрету мир». Высший балл получила ведущая вечера, ее оценило 85% зрителей, но даже ей пришлось задуматься, увидев сравнительно низкие оценки по номинации «внутренняя красота». Многие ребята не поняли, что это такое, и мы еще запланировали цикл диалогов по теме этого понятия. Подросткам 12-16 лет была необходима данная деятельность – для социальной адаптации. Таким образом, Совет Дворца вместе с педагогами проектировал свою деятельность со старшеклассниками, учился осознавать свою личную ответственность за принятие решения.
Трудовое воспитание в коллективах шло на пользу кружковцам: репетиции, тренировки, моделирование на совесть обеспечивали качество концертов, соревнований, конкурсов.
Председатели Советов были милыми незазнаистыми детьми, не строящими из себя начальников. Женя Иванова (1984-86 гг.), Антон Краснокутский (1986-87 гг.), Аленка Трынкина (1989-90 гг.), Сережа Бережной (1991-93 гг.) Артем Ганин (1994-96 гг.), Аня Соколова (1997-98 гг.), Наташа Яговкина (1998-2000 гг.) Эти ребята руководили Советом во Дворце и в «Звездочке». Лучшие советы были в коллективах: КЮК, бассейн, КЛП, бальной студии, пионерском театре, хоровых коллективах, судо, оркестрах, изостудии. Советы кружковцев проводили встречи между коллективами, оформляли альбомы, стенды, посвященные 50-летию, 60-летию Дворца, участвовали в КВН, Олимпиадах, турнирах. Деятельность органов детского самоуправления вносит мажорное звучание в жизнь Дворца, помогает саморазвитию школьников, их социальной адаптации.